Письмо Федеральной налоговой службы от 8 июля 2014 г. № ГД-4-3/13222@ “О порядке применения налога на прибыль организаций и НДС”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам учета в составе расходов суммы третейского сбора и применения вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее-НДС) при приобретении услуг по разрешению спора в третейском суде и сообщает.
Как следует из указанного выше обращения, в связи с разрешением спора в третейском суде, Общество на сумму сбора, уплаченного в третейский суд, получило счет-фактуру и акт выполненных работ, исполнителем которых является юридическое лицо, аффилированное с организацией, при которой создан постоянно действующий третейский суд.
1. По налогу на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” (далее - Закон № 102-ФЗ), постоянно действующие третейские суды образуются юридическими лицами и действуют при них.
При этом для того, чтобы постоянно действующий третейский суд считался образованным, организация должна принять решение об его образовании, утвердить его положение и список третейских судей.
Вместе с тем, порядок несения сторонами расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, а также порядок уплаты третейского сбора определен в правилах постоянно действующего третейского суда, утвержденных организацией, образовавшей постоянно действующий третейский суд, которые состоят из уставов, положений, регламентов, содержащих правила третейского разбирательства (статьи 2, 3, 15 Закона № 102-ФЗ).
Таким образом, по мнению ФНС России, в случае, если третейский сбор был уплачен в порядке, предусмотренном правилами постоянно действующего третейского суда, а также при наличии решения третейского суда, документов, подтверждающих реальное несение расходов, и положения о третейском суде, утвержденном организацией, образовавшей данный суд, расходы, понесенные в связи с уплатой третейского сбора, могут быть признаны на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Кодекса в составе внереализационных расходов как другие обоснованные расходы.
2. По налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьями 171 и 172 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией в отношении:
- товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Учитывая изложенное, вычеты сумм НДС, предъявленных продавцом при приобретении налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся при выполнении вышеуказанных условий.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Закона № 102-ФЗ постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами третейского суда, согласованными сторонами.
Статьей 2 Закона № 102-ФЗ установлено, что правила постоянно действующего третейского суда - это уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд.
Из представленных в налоговый орган материалов следует, что согласно пункту 3 статьи 16 Положения о Третейском суде при НП “ЭНЕРГОСТРОЙ”, утвержденного Решением Совета НП “ЭНЕРГОСТРОЙ” (протокол № 28 от 10 ноября 2010 г.), организационное и материально-техническое обеспечение деятельности аппарата третейского суда осуществляется Некоммерческим партнерством “Центр содействия реформам энергетики”на основании заключенного им с НП “ЭНЕРГОСТРОЙ” договора.
При этом заключенный между НП “ЭНЕРГОСТРОЙ”и Некоммерческим партнерством “Центр содействия реформам энергетики”договор в представленных материалах отсутствует (далее - Договор).
Поскольку Обществом не представлены документы, подтверждающие обоснованность указания в счете-фактуре и акте выполненных работ в качестве продавца (исполнителя) услуг по разрешению спора в третейском суде другого лица (то есть вместо третейского суда при НП “ЭНЕРГОСТРОЙ” - НП “Центр содействия реформам энергетики”), дать окончательное заключение в части обоснованности применения вычетов на основании указанных документов не представляется возможным.
В то же время в том случае, если согласно условиям указанного Договора НП “Центр содействия реформам энергетики” является комиссионером (агентом, осуществляющим реализацию услуг по разрешению спора в третейском суде от своего имени), то Общество вправе заявить к вычету сумму предъявленного налога на основании счета-фактуры и акта выполненных работ, составленных НП “Центр содействия реформам энергетики”, при выполнении требований, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.
Одновременно ФНС России сообщает, что для проверки контрагента можно обращаться к электронному ресурсу “Проверь себя и контрагента”, расположенному на официальном интернет-сайте ФНС России по адресу: http://www.nalog.ru/, где в формате pdf размещены сведения о юридическом лице, внесенные в ЕГРЮЛ, в том числе, о НП “Центр содействия реформам энергетики”и НП “ЭНЕРГОСТРОЙ”.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса

Д.Ю. Григоренко

 

05/09/2014
На предыдущую страницу