Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2014 г. № ГД-4-3/15547@ «Об обеспечительных мерах, принимаемых в отношении заложенного имущества»

Федеральная налоговая служба в отношении применения отдельных положений приложения к письму ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355@ сообщает следующее.
Согласно пункту 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе Принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Как следует из Постановления ФАС Уральского округа от 14.07.2011 по делу № А07-17484/10, запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества, находящегося в залоге у банка, нарушает права последнего.
Аналогичные выводы содержат судебные акты по делу № А09-12566/2009 (Постановление ФАС Центрального округа от 13.07.2010), а также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.06.2014 по делу № А44-5100/2012, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2014 по делу № А81-561/2013, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2010 № А44-1301/2010, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2010 по делу № А70-8455/2009.
Таким образом, на основании статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации третье лицо, выступая залогодержателем, имеет преимущественное право на удовлетворение требований за счет заложенного имущества, следовательно, решение о принятии обеспечительных мер в отношении заложенного имущества не будет отвечать в полной мере целям пункта 10 статьи 101 НК РФ и не обеспечивает возможность исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения за счет такого имущества.
Учитывая изложенное, ФНС России отменяет пункт 2 приложения к письму ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355@.
При этом следует иметь в виду, что если на основании имеющейся достоверной информации у налогового органа есть основания полагать, что имеет место отсутствие возможности исполнить налоговые обязательства посредством свободного от обременения имущества и денежных средств на расчетных счетах в кредитных организациях (в случае, например, прекращения деятельности налогоплательщика, отсутствия действующих расчетных счетов), то в решении налогового органа о принятии обеспечительных мер может быть указано имущество налогоплательщика, находящееся в залоге, как единственный механизм обеспечения возможности исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, в любом случае в отношении имущества налогоплательщика, находящегося в залоге, необходимо направить в адрес третьих лиц, в том числе залогодержателей и лиц, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, ограничения (обременения) этого права или сделок с ним, информацию с приложением решения налогового органа о принятии обеспечительных мер для координации их действий и своевременного направления в адрес налогового органа ответной информации о наличии каких-либо сведений о потенциальном изменении статуса объекта имущества, находящегося на момент принятия такого решения налогового органа в залоге.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный 
государственный советник 
Российской Федерации 
2 класса

Д.В. Егоров

 

22/09/2014
На предыдущую страницу