Письмо Федеральной налоговой службы от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692

Пленум ВАС РФ в 2014 г. разъяснил некоторые вопросы, возникающие при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ (постановление от 30.07.2014 N 57). ФНС России даны указания налоговым органам, как следует применять отдельные пункты этих разъяснений.
В частности, освещены обязанности налоговых агентов при невозможности удержать начисленный НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика. Обращается внимание, что в случае своевременного сообщения налоговому органу о невозможности удержать налог пени не начисляются.
Разъяснения о невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы налога и об ограничении периода взыскания пеней не касаются выплаты денежных средств иностранному лицу. Такое лицо не учитывается в российских налоговых органах, его налоговое администрирование не возможно. Поэтому при неудержании налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени. Последние начисляются до момента исполнения обязанности по уплате налога.
Затронуты вопросы исполнения обязанности по уплате налога и ответственности за нарушения налогового законодательства. Так, указано, что суд при определении соразмерности примененной налоговой санкции совершенному налоговому правонарушению вправе учесть любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговым органом.
Также даны указания, как применять разъяснения Пленума ВАС РФ по вопросам проведения налоговых проверок, зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога. Так, налоговый орган может истребовать документы, подтверждающие право на вычет сумм НДС, только если в декларации заявлено право на возмещение налога. Однако налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика письменные пояснения, указав в запросе на возможность добровольного представления подтверждающих документов.
Пленум ВАС РФ указал, что материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, должны быть вручены проверяемому налогоплательщику. Он вправе представить соответствующие возражения (пояснения). ФНС России рекомендует во всех случаях знакомить налогоплательщика с доказательствами, полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Кроме того, освещены вопросы рассмотрения налоговых споров судами.

Письмо Федеральной налоговой службы от 22 августа 2014 г. № ЗН-4-1/16666@ "О федеральной информационной адресной системе"
В Федеральную налоговую службу поступают обращения о фактах отказа территориальных органов ФНС России в оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам, в частности по государственной регистрации юридических лиц, в связи с отсутствием в федеральной информационной адресной системе (далее - ФИАС) сведений об адресе, указанном в заявлении о предоставлении соответствующей государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ), вступивший в силу 01.07.2014.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг.
Частью 6 статьи 9 Федерального закона № 443-ФЗ предусмотрена обязанность оператора федеральной информационной адресной системы, при выявлении в ходе оказания государственных и муниципальных услуг факта отсутствия в государственном адресном реестре сведений об адресе, направлять в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) уведомление о необходимости внести в государственный адресный реестр соответствующие сведения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.
При этом в части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указано, что органы, предоставляющие государственные услуги при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации.
Таким образом, выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В этой связи территориальный орган ФНС России совместно с уполномоченным органом проводит работу по уточнению адреса либо его внесению в государственный адресный реестр.

Действительный 
государственный советник
Российской Федерации 
2 класса

Н.С. Завилова

 

22/09/2014
На предыдущую страницу